Объектно-ориентированное проектирование с примерами

       

Просмотр


Просмотр (walkthroughs) - общепринятая практика, которую нужно использовать каждой команде разработчиков. Как и планирование задач, просмотр программного обеспечения был введен независимо от объектно-ориентированной технологии. Однако при просмотре не объектно-ориентированных систем внимание обращается на другое.

Руководитель должен проводить просмотры с разумной частотой. За исключением самых ответственных и уязвимых для ошибок мест, просто неэкономично проверять каждую строчку программы. Следовательно, руководитель должен направить ограниченные ресурсы своей команды на рассмотрение проблем, опасных для стратегии разработки. Для объектно-ориентированных систем это означает большую формальность при проведении просмотров сценариев и архитектуры системы и менее формальную проверку тактических решений.

Как описано в предыдущей главе, сценарии являются первичным результатом объектно-ориентированного анализа. Они должны выражать требуемое поведение системы в терминах ее функциональных точек. Формальные просмотры сценариев проводятся аналитиками команды, вместе с экспертами предметной области или конечными пользователями при возможном участии других разработчиков. Лучше проводить такие просмотры на протяжении всей стадии анализа, чем ожидать выполнения одного глобального просмотра по завершении анализа, когда будет уже слишком поздно сделать что-нибудь полезное, перенаправив усилия аналитиков. Эксперименты показывают, что даже непрограммисты могут понять сценарии, представленные в виде текста или диаграмм объектов [Мы встречались с использованием этой системы обозначении в работе таких непрограммистских групп как астрономы, биологи, метеорологи, физики и банкиры]. В конечном счете просмотр помогает выработать общий словарь для разработчиков и пользователей системы. Привлечение к участию в просмотре других членов команды способствует уяснению ими реальных требований к системе на ранних этапах разработки.

Просмотр архитектуры должен охватывать всю систему, включая ее механизмы и структуру классов.
Как и при просмотре сценариев, просмотр архитектуры (архитектором или другими проектировщиками) должен производиться на протяжении всего проекта. Сначала просмотр сосредоточен на общих архитектурных решениях, а позднее, возможно, он акцентируется на некоторых категориях классов или конкретных механизмах. Основная цель просмотра состоит в проверке архитектуры в начале жизненного цикла и выработке общего взгляда на нее. Вторичной целью является поиск повторяющихся шаблонов классов или взаимодействий, которые затем могут быть использованы для упрощения архитектуры.

Неформальный просмотр следует проводить еженедельно. На нем обычно рассматриваются некоторые группы классов или механизмы нижнего уровня. Цель - проверить тактические решения; побочная цель - дать возможность старшим разработчикам научить новичков.

7.2. Кадры

Распределение ресурсов

Один из наиболее замечательных аспектов управления объектно-ориентированными проектами - это тот факт, что в устойчивом состоянии обычно наблюдается сокращение необходимых ресурсов и изменяется график их расходования по сравнению с традиционными методами. Именно "в устойчивом состоянии". Вообще говоря, первый объектно-ориентированный проект, предпринятый организацией, потребует несколько больше ресурсов - главным образом, в соответствии с кривой обучения, описывающей адаптацию ко всякой новой технологии. Выгоды проявятся во втором или третьем проекте, когда разработчики наберутся опыта в проектировании классов, поиске общих абстракций и механизмов, а менеджеры освоятся с методом итеративного развития.

На стадии анализа потребность в ресурсах с переходом на объектно-ориентированные методы обычно мало изменяется. Однако, поскольку объектно-ориентированный процесс уделяет больше внимания архитектуре, мы стремимся привлекать архитекторов и других разработчиков как можно раньше, иногда начиная архитектурные эксперименты еще на последней стадии анализа. Во время эволюции, как правило, потребуется меньше ресурсов, потому что работа облегчится общими абстракциями и механизмами, изобретенными ранее при проектировании архитектуры или выпуске предварительных версий.Тестирование может также потребовать меньше ресурсов, потому что новые функции обычно добавляются к уже корректно ведущей себя структуре класса или механизму. Таким образом, тестирование начинается раньше и является скорее постоянным и постепенным, чем разовым действием. Интеграция обычно требует значительно меньших ресурсов по сравнению с традиционными методами, главным образом потому, что она тоже происходит постепенно, от релиза к релизу, а не одним броском. Таким образом, в устойчивом состоянии трудозатраты оказываются гораздо меньше, чем при традиционных подходах. Более того, если учесть эксплуатационные затраты, то окажется, что весь жизненный цикл объектно-ориентированных программ часто стоит дешевле, так как конечный продукт, скорее всего, будет лучшего качества и окажется более приспособленным к изменениям.


Содержание раздела